Павел Завальный: Результаты исполнения Государственной программы «Развитие энергетики» в 2023 году говорят о необходимости ее корректировки и изменения подходов к планированию

24 июня 2024

Павел Завальный: Результаты исполнения Государственной программы «Развитие энергетики» в 2023 году говорят о необходимости ее корректировки и изменения подходов к планированию

Об этом председатель Комитета по энергетике заявил на заседании Комитета 20 июня 2024 года рассмотрении Заключения Комитета Государственной Думы по энергетике по проекту федерального закона № 639671-8 «Об исполнении федерального бюджета за 2023 год».

По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности Государственной программы «Развитие энергетики» (ГП-30) в 2023 году составила 92,04%, что соответствует уровню эффективности реализации государственной программы «ниже среднего».

Она определялась на основе 3 показателей: «Уровень достижения» (100%), «Оценка динамики прироста значений показателей» (87,06%) и «Оценка финансового управления» (33,33%).

Итоговая оценка реализации ГП-30 в 2023 году разделяется на две части: оценка непосредственно исполнения госпрограммы по ресурсам и результатам – присваивается «средний уровень»; оценка формирования и использования системы показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации по результатам проверки исполнения госпрограммы – присваивается «уровень ниже среднего».

По итогам 2023 года доля показателей, характеризующих конечные результаты и итоговые эффекты в паспорте ГП-30, осталась на прежнем уровне – 9,1% (1 из 11 показателей госпрограммы). К данной группе отнесен показатель «Уровень газификации субъектов Российской Федерации». Поэтому в части оценки состава показателей ГП-30 Счетной палатой присвоен «низкий уровень».

Кроме того, согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации 46 показателей Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года не нашли отражения на уровне госпрограммы.

Как сообщил заместитель Министра энергетики Евгений Грабчак, причины недостаточного уровня исполнения Госпрограммы во многом внешние. Так, проблемы с проектами «Чистая энергетика» в части развития заправочной инфраструктуры на ГМТ и СПГ связаны с уходом с российского рынка производителей соответствующей техники и нарушением технологических цепочек, а неисполнение мероприятий по модернизации сетевого комплекса в новых территориях – с тем, что в 2023 году эти регионы лишь осваивали специфику российского бюджетного процесса. Соответственно, в 2024 году показатели по этим и ряду других направлений должны измениться к лучшему.

Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что по итогам исполнения ГП-30 в 2023 году по сравнению с 2022 годом есть небольшая положительная динамика, при этом из трех программ, курируемых комитетом, именно ГП-30 как правило имеет наиболее низкие показатели эффективности. Что говорит о необходимости более пристально посмотреть на структуру Госпрограммы и инструменты планирования и, возможно, пересмотреть подходы. Кроме того, целесообразно было бы предусмотреть возможность корректировки Госпрограммы по итогам полугодия.

Павел Завальный предложил провести рассмотрение полугодовых результатов исполнения ГП-30 и возможностей ее корректировки на площадке Комитета в рамках расширенного заседания с участием Министра энергетики. Предварительно такое мероприятие запланировано на последнее заседание Комитета в июле или одно из первых заседаний Комитета в осеннюю сессию.

Степень эффективности Госпрограммы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» (ГП-22), по оценке Минэкономразвития России, в 2023 году составила 98,94%, что соответствует уровню «Высокая эффективность реализации государственной программы». Она определялась на основе 3 показателей: уровень достижения госпрограммы (100,0%), оценка динамики прироста значений показателей госпрограммы (94,47%), оценка кассового исполнения (99,00%). Достигнуты плановые значения по всем 13 показателям Госпрограммы, доля показателей, характеризующих конечные результаты или итоговые эффекты, относительно 2022 года не изменилась и составила 92,3% (12 из 13 показателей). В части оценки состава показателей Счетной палатой Госпрограмме присвоен «высокий уровень».

Итоговая оценка реализации Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (ГП-47), которую Комитет по энергетике курирует совместно с Комитетом по науке и высшему образованию, в 2023 году разделяется на две части: оценка непосредственно исполнения госпрограммы по ресурсам и результатам – присваивается уровень выше среднего; оценка формирования и использования системы показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации по результатам проверки исполнения госпрограммы – присваивается средний уровень.

По сравнению с результатами оценки ГП-47 по итогам 2022 года, оценка за 2023 год в части исполнения госпрограммы по ресурсам и результатам осталась неизменной. При этом оценка формирования и использования системы показателей улучшилась с уровня «ниже среднего» до «среднего» уровня.

По оценке Минэкономразвития России, интегральная оценка ГП-47 в 2023 году составила 95,84% и определялась на основе трех блоков: уровень достижения показателей (98,8%); оценка динамики прироста значений показателей (73,77%); оценка финансового управления (94,2%). Анализ оценки эффективности реализации госпрограммы в сводном годовом докладе в динамике за три года показал, что уровень госпрограммы в 2023 году по сравнению с 2022 годом вырос на 7,54 процентных пункта.

С учетом интегральной оценки эффективности ГП НТР отнесена к числу госпрограмм, эффективность которых выше средней, ГП НТР признается эффективной.

Ознакомиться с заключением Комитета по энергетике по проекту федерального закона № 639671-8 «Об исполнении федерального бюджета за 2023 год» можно по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/639671-8.

Источник: Комитет Государственной Думы по энергетике


Возврат к списку