Итоги IX Всероссийского Форума "Энергоэффективная Россия"

14 июня 2024

Итоги IX Всероссийского Форума "Энергоэффективная Россия"

Традиционно организаторами IX Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия» выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования». Форум проходил при официальной поддержке Государственной Думы ФС РФ, Аппарата Правительства РФ, Минэкономразвития России, Минстроя России.

В работе Форума приняли участие 126 человек из 63 организаций, включая представителей ключевых Комитетов Государственной Думы ФС РФ, Московской Городской Думы, Аппарата Правительства РФ, Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России», Минэкономразвития России, ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, Торгово-промышленной палаты РФ, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования», НОЭ, НОПРИЗ, АС «АВОК Северо-Запад»; ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергоснабжающих, энергосервисных, энергоаудиторских компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.

Формат Форума, проходящего на борту комфортабельного теплохода, позволил создать все условия для плодотворной работы, установления деловых контактов, обмена мнениями, а также выработки единой позиции по актуальным проблемам в области энерго- и ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности и климата, и отдельно по вопросам профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в указанных сферах.

По традиции, открыл Форум Президент НОЭ - Питерский Леонид Юрьевич. Открывая Форум, он отметил, что за годы своего существования Форум вырос в крупнейшее мероприятие в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, объединяющее на одной площадке представителей органов государственной власти и профессионального сообщества. В рамках дискуссий Форума осуществляется обмен опытом, вырабатываются пути решения актуальных задач в области повышения энергетической эффективности, а резолюции Форума ложатся в основу нормативных документов в указанных областях. Леонид Юрьевич пожелал всем плодотворной работы, выразил надежду, что результаты IX Форума будут способствовать дальнейшей успешной реализации задач в области энерго- и ресурсосбережения, повышения энергетической эффективности и устойчивого развития, укреплению взаимопонимания и партнерства.

Деловая программа Форума состояла из 4 панельных дискуссий, а также бизнес-игры в формате КВИЗа «Знатоки энергоэффективности и ресурсосбережения».

Панельная дискуссия на тему: Государственная политика и законотворческая деятельность в области повышения энергетической эффективности и ресурсосбережения на современном этапе.

В ходе панельной дискуссии, спикеры обозначили основные направления реализуемой государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности секторов экономики, отметили необходимость синхронизации осуществляемой государственной политики в области повышения энергетической эффективности с основными направлениями климатической политики.

В рамках дискуссии были также отмечены имеющиеся в связи с установленными на данном этапе приоритетами государственной политики пробелы и барьеры в реализации норм действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требующие дополнительной проработки.

По результатам дискуссии участниками Форума были выработаны следующие основные решения:

  • Продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов к повышению энергетической эффективности российской экономики.
  • Поддержать Минэкономразвития России в доработке паспорта Комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2035 года» в части увязки со Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, а также с учетом поручения Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 о необходимости утверждения комплекса мер, направленных на повышение энергетической эффективности отраслей экономики, прежде всего в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве.
  • Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнииельной власти и организациями: проработать механизм стимулирования реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятий, в том числе в части модернизации систем освещения промышленных предприятий; проработать механизм сохранения лимитов финансирования государственного (муниципального) учреждения при уменьшении объемов потребления в результате реализации программ энергосбережения (сохранение экономии и возможность ее перераспределения на уставные нужды учреждения); проработать механизм сохранения экономии регулируемых организаций, полученной в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, даже если такие мероприятия финансировались за счет тарифов и (или) бюджетных средств; доработать ГИС «Энергоэффективность» в части интеграции (в целях исключения дублирования) данных об энергоэффективности, содержащихся в информационных системах (включая ГИС ЖКХ, АИС «Реформа ЖКХ», ЕИСЖС, ГИС «Энергоэффективность», региональные ГИС).
  • Поддержать реализуемую Минэкономразвития России деятельность в области климатической политики, включая: формирование плана мероприятий (операционного плана) реализации социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050; формирования системы углеродного регулирования на территории Российской Федерации, включая уточнение источников выбросов парниковых газов (каждая производственная установка) в рамках обязательной отчетности, а также повышения открытости информации о российских климатических проектах в реестре углеродных единиц; развитие международного сотрудничества по вопросам углеродного регулирования и признания российских подходов, а также иных вопросов охраны окружающей среды на таких площадках, как ЕЭК ООН, БРИКС, ШОС, странах СНГ, Азиатско-Тихоокеанского, Латиноамериканского, Ближневосточного и Африканского регионов; обеспечение регулирования вопросов адаптации отраслей экономики к последствиям изменения климата.
  • Рекомендовать Комитету Государственной Думы по энергетике проработать вопрос возможности закрепления полномочий региональных центров энергосбережения в рамках Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по организационно-методическому обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе: разработка и актуализация проектов нормативных правовых актов, программ и мероприятий, проведение информационно-просветительской и образовательной деятельности, разработка методических материалов и рекомендаций, обеспечение функционирования и сопровождение информационных систем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также реализация «пилотных» проектов внедрения энергосберегающих технологий;
  • Рекомендовать отраслевым ассоциациям в сфере проектирования и строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также смежных областях провести корректировку планов адаптации отраслей к изменениям климата, предусматривающих при необходимости мероприятия по переориентированию основных направлений развития отрасли ввиду возможных положительных последствий изменения климата.

Панельная дискуссия на тему: Развитие национальной системы квалификаций. Опыт и перспективы.

В рамках данной панельной дискуссии были подняты вопросы необходимости обеспечения повышения квалифицированности кадров, занятых в области энерго- и ресурсосбережения, проектирования и строительства, а также введения системы подтверждения квалификации таких специалистов в обязательном порядке. Кроме того, в рамках обсуждения были представлены проекты профессиональных стандартов «Специалист в области климатических изменений» и «Специалист в области регулирования выбросов парниковых газов».

Также на рассмотрение аудитории были представлены проекты профессиональных квалификаций: Руководитель подразделения по обеспечению инженерной защиты окружающей среды (7 уровень квалификации), Специалист по обеспечению охраны окружающей среды (6 уровень квалификации), Инженер по обеспечению охраны окружающей среды (6 уровень квалификации), Ведущий инженер по обеспечению инженерной защиты окружающей среды (7 уровень квалификации).

По результатам дискуссии участниками Форума были выработаны следующие основные решения:

  • Одобрить проекты профессиональных стандартов «Специалист в области климатических изменений» и «Специалист в области регулирования выбросов парниковых газов».
  • Одобрить проекты профессиональных квалификаций Руководитель подразделения по обеспечению инженерной защиты окружающей среды (7 уровень квалификации), Специалист по обеспечению охраны окружающей среды (6 уровень квалификации), Инженер по обеспечению охраны окружающей среды (6 уровень квалификации), Ведущий инженер по обеспечению инженерной защиты окружающей среды (7 уровень квалификации).
  • Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Ввести обязательное повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
  • Учитывая высокий спрос в специалистах в области ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности, поддержать деятельность Совета по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения в части разработки профессиональных стандартов, квалификаций и оценочных средств в области ресурсосбережения и повышении энергетической эффективности, а также в области регулирования выбросов парниковых газов и климатических изменений.
  • Совету по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения: провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет их достаточности и наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности, при необходимости, инициировать разработку новых профессиональных стандартов; принять участие в мониторинге рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям, для выявления современных требований к кадрам, прогнозирования потребности в кадрах в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности; организовать при методической поддержке Национального агентства развития квалификаций подготовку оценочных средств для организации централизованного проведения профессиональных экзаменов в дистанционном режиме.
  • Предложить Национальному агентству развития квалификаций рассмотреть вопрос об участии вузов и ссузов, принимающих участие в подготовке кадров в области ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, в проекте по проведению оценки студентов и выпускников по стандартам независимой оценки квалификации.

Панельная дискуссия на тему «Энергоэффективность и ресурсосбережение – ключевые моменты соблюдения принципов ESG»

В рамках проводимой панельной дискуссии спикеры обсудили необходимость комплексного подхода в обеспечении достижения показателей энерго- и ресурсосбережения, повышения экологической эффективности и снижения антропогенной нагрузки на климат.

Также участники обсудили предлагаемый Минэкономразвития России подход по разделению мер государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на два блока, предусматривающих реализацию оперативных мер и мер длительного действия, нуждающихся, в том числе, в бюджетном финансировании, которые планируется реализовать в рамках разработанной Государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» и оперплана реализации Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

По результатам дискуссии участниками Форума были выработаны следующие основные решения:

  • В целях комплексного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергоемких отраслях экономики внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по установлению соответствующих льгот по налогу на имущество организаций с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
  • Предусмотреть возможность введения системы налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях.
  • Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минстроем России, НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения расширения возможностей использования механизма концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве для реализации проектов по повышению энергетической эффективности в системах освещения и теплоснабжения, в том числе возможностей заключения и исполнения концессионных соглашений, направленных на переход от открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) к закрытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения).
  • Рекомендовать отраслевым ассоциациям в сфере проектирования и строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также смежных областях провести корректировку планов адаптации отраслей к изменениям климата, предусматривающих при необходимости мероприятия по переориентированию основных направлений развития отрасли ввиду возможных положительных последствий изменения климата.
  • Разработать меры стимулирования использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий (НДТ), включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров НДТ, в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования.
  • Совместно с финансовым сообществом продолжить разработку системных мер, направленных на снижение рисков кредитования и рефинансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая кредитование и рефинансирования энергосервисных компаний и проектов, в том числе реализуемых в рамках региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях бюджетного стимулирования инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по следующим направлениям: 1. стимулирование реализации проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, энергосервисной деятельности, увеличение объема заключения факторинговых и иных контрактов с целью стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций; 2. обеспечение финансирования реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Обеспечить информационное обеспечение инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: 1. обеспечение возможности мониторинга заключения энергосервисных договоров (контрактов) в многоквартирных домах; 2. расширение состава сервисов государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целях информационного обеспечения деятельности заказчиков и исполнителей энергосервисных услуг, финансирующих организаций.

Панельная дискуссия на тему «Инженерное обеспечение энергоэффективности в гражданском и промышленном строительстве»

В ходе данной панельной дискуссии спикерами были затронуты вопросы нецелесообразности оснащения МКД индивидуальными приборами учета потребляемой тепловой энергии и необходимости внесения соответствующих изменений в нормативные акты.

Также участниками были освещены инженерные решения, направленные на повышение энергоэффективности промышленных объектов, повышения промышленной и пожарной безопасности.

В дополнение спикеры обсудили цифровые решения по управлению потреблением энергетических ресурсов на основе искусственного интеллекта при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений, сооружений.

По результатам дискуссии участниками Форума были выработаны следующие основные решения:

  • Обеспечить стимулирование повышения энергетической эффективности зданий, находящихся в государственной и муниципальной собственности по результатам их капитального ремонта путем разработки типового набора энергосберегающих мероприятий для государственных (муниципальных) учреждений и упрощения конкурсных процедур по заключению энергосервисных контрактов.
  • Обеспечить совершенствование системы государственной поддержки финансирования энергетически эффективного строительства, реконструкции и капитального ремонта многоквартирных домов с использованием государственной поддержки ипотеки, финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение из аварийных фондов, долгосрочных инструментов финансирования и мер налогового стимулирования, а также путем совершенствования порядка софинансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов с повышением их энергетической эффективности и повышении энергетической эффективности строящихся объектов в рамках комплексного развития территорий.
  • Расширить государственную поддержку в рамках государственной программы льготного кредитования на приобретение жилья от застройщика в многоквартирных домах высокого класса энергетической эффективности.
  • Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: утвердить перечень критериев, при которых обязательно проведение инструментальных контрольно-измерительных мероприятий (энергообследований) при определении классов энергоэффективности зданий (ОДПУ, а также в случае их отсутствия технологии имитационного моделирования потребления зданий, или «цифровые двойники» зданий, относятся к инструментам энергообследований). Законодательное закрепление применения информационной модели здания при определении параметров потребления ресурсов на этапе проектирования; утвердить перечень технологий и оборудования («чек-листов»), соответствующих классам энергоэффективности (от минимального перечня, соответствующего низким классам, до расширенного, соответствующего высоким), проверка вводимых зданий на предмет соответствия им при определении классов энергоэффективности; утвердить порядок проведения энергообследований при определении классов энергоэффективности здания при вводе и эксплуатации, сочетающего инструментальные обследования, технологии имитационного моделирования, проверку указанных выше «чек-листов»; утвердить формы декларации, представляемой в органы государственного жилищного надзора в целях подтверждения класса энергетической эффективности зданий, строений и сооружений на этапе последующей эксплуатации.
  • Рекомендовать внедрение в строительном и жилом секторах умных «цифровых» элементов управления зданием, строение, сооружением с учетом требований стандартов «зеленого» строительства.
  • Запретить проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов.
  • Совершенствовать порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием приборов учета в многоквартирных и жилых домах, подключенных к централизованным системам отопления.
  • Рекомендовать Комитету Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитету Государственной Думы по энергетике: поддержать развитие направления «зеленое» строительство, внедрение которого будет способствовать достижению Российской Федерацией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов путем внедрения системы замкнутого цикла, сокращения энергопотребления и сокращению углеродного следа; поддержать цифровизацию и (или) имплементацию элементов цифрового управления в строительном и жилом секторах с учетом требований стандартов «зеленого» строительства, что будет способствовать оптимизации затрат на всех этапах от проектирования до эксплуатации зданий, строений и сооружений; рассмотреть возможные императивные и стимулирующие механизмы «зеленого» строительства, в том числе, в рамках механизма «зеленого» финансирования.

Бизнес-игра в формате КВИЗа «Знатоки энергоэффективности и ресурсосбережения»

В рамках форума прошла деловая игра в формате КВИЗа «Знатоки энергоэффективности и ресурсосбережения».

В рамках КВИЗа участники форума, традиционно разбитые на пять команд, смогли посостязаться в своих познаниях в области энерго- и ресурсосбережения, экологических и климатических аспектах. По результатам игры жюри присудила приз двум командам – за самый креативный и задорный подход – команде синих «Синегал» и за самый серьезный и научный подход – команде Фиолетовых.

По результатам IX Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлен проект Резолюции, в формировании и обсуждении которой приняли активное участие все участники Форума. После согласования Резолюция будет разослана участникам Форума, размещена на сайте НОЭ и направлена в органы исполнительной и законодательной власти.

По итогам мероприятия были вручены Сертификаты участника Форума.

Источник: Портал НОЭ


Возврат к списку